Строительство пешеходных переходов и транспортных тоннелей сопряжено со значительными расходами на строительные материалы, требует тщательных расчетов и ощутимых затрат времени. Особенно ощутимы эти расходы при строительстве коммуникаций в труднодоступных местах, в условиях сложного климата или при ремонте или переоборудовании магистралей с напряженным режимом движения.
Во многих случаях традиционные методы строительства с использованием железобетонных сборных конструкций или метода бетонного литья использовать нерационально, ввиду невозможности доставки массивных элементов или отдаленности от заводов ЖБИ. В начале 70-х годов прошлого века вспомнили о забытой технологии — использовании металлических гофрированных труб. Развитие металлургии позволило производить их в массовом количестве при небольших затратах.
Конструктивно это труба из оцинкованной стали с поперечными рельефными выступами (гофрами) по всей длине. Толщина металла, которую позволяют использовать современные прокатные станки, достигает 8 мм, что обуславливает высокую прочность изделий. Гофра в них играет роль ребра жесткости, многократно усиливающего сопротивление механическим нагрузкам в поперечном и продольном направлениях.
Преимущественно эти конструкции используются для монтажа пешеходных, железнодорожных и автотранспортных переходов и покрытия мостов. В настоящее время производится два основных вида МГК для этих целей — с гофрами 381Х142 мм, (381Х140 мм) и 130Х 32,5 мм. Первые отличаются более крупными размерами — длина дуги от 9420 мм до 39420 мм при высоте (стреле) в центральной части от 2998 до 12548 мм. Ширина пролета (проезжей части) при этом находится в диапазоне 6 – 25 м.
Такие колоссальные размеры не препятствуют оперативному монтажу на подготовленном основании. Транспортировка осуществляется обычными грузовиками или вагонами в виде отдельных частей, упакованных в пачки, а затем собираются с помощью болтовых креплений, поставляемых в комплекте. Монтаж объекта длиться всего несколько дней и не требует применения тяжелой грузоподъемной техники — достаточно одного автокрана и бригады из нескольких монтажников.
Из арочных МГК 130Х 32,5 мм строятся менее крупные конструкции с шириной пролета не более 3,5 м и высотой 1,8 м. Они применяются для перекрытия пешеходных переходов над мостами, автострадами, водопропускные трубы на железнодорожных дорогах. Монтаж их еще более прост — вес отдельных элементов от 30 до 50 кг (у МГК 381Х142 мм – до 150 кг).
Особенности конструкции позволяют широко использовать арки в сейсмоопасных зонах. Они активно поглощают энергию колебаний, практически не разрушаются и, даже при некоторой деформации, не образуют опасных обломков, в отличие от бетона.