Современные автомобильные дороги — источник повышенной опасности. Связано это не с неопытностью или низкой дисциплиной водителей, а с увеличивающимися скоростями, резким ростом количества автомобилей, устаревшей инфраструктурой дорог. Для снижения аварийности и повышения уровня безопасности водителей, пассажиров и пешеходов используют различные методы и способы технического и юридического характера. Одни из наиболее эффективных конструкций ограждения для дорог.
На первый взгляд, кажется, что установленные вдоль дорог тросы и барьеры очень простые и вряд ли смогут защитить при возникновении аварийной ситуации. Тем не менее, это сложные инженерные конструкции, над проектированием и изготовлением которых трудятся целые научно-исследовательские институты и специализированные заводы. Ограждение проезжей части дороги должно быть:
Задачи дорожных ограждений разнообразны. Стационарные системы разделяют разнонаправленные потоки автомобилей, пешеходные зоны и тротуары. Мобильные устанавливают, если возникла необходимость изменить характер движения на определенном участке. На опасных участках дорог барьеры предотвращают выезд машины за пределы проезжей части, или на полосу встречного движения. В местах, где обитают дикие животные, или в районах пастбищ, ограждения защищают от выхода животных на шоссе.
В зависимости от характера применения ограждений для дорог, используют разные виды конструкций. Следует сказать, что некоторые из видов ограждений обладают довольно ограниченным функционалом, другие — универсальные. Классифицируют ограждения по разным признакам. Главный из них — назначение.
По этой характеристике ограждения подразделяются на ограничивающие и удерживающие. К первым относятся барьеры для защиты от диких и домашних животных, отделения пешеходной и проезжей части, выделения скоростных участков в населенных пунктах и за их пределами. Удерживающие ограждения служат для предотвращения ДТП, устанавливаются на участках повышенной опасности.
По материалу барьеры и ограждения разделяют на:
Ограждения из бетона и железобетона отличаются массивностью, прочностью и невысокой ценой. Принадлежат они к категории универсальных. В зависимости от конфигурации блоков, их можно использовать как в качестве ограничивающих, так и в роли удерживающих. Учитывая большой вес и габариты элементов барьера, устанавливают бетонные конструкции в виде стационарной части инфраструктуры дороги.
Металлические ограждения в виде профилированных полос и тросов устанавливают стационарно. Мобильные изготавливают в виде решетчатых панелей, которые оснащены специальным основанием, позволяющим перевезти, или перенести их с места на место и там закрепить. Стационарные виды металлических ограждений используют, преимущественно, как удерживающие, а мобильные — как ограничивающие.
Пластиковые конструкции относятся к мобильным. Преимущественно это ограничивающие заграждения, которые устанавливают в местах дорожных работ, ликвидации аварий, для зонирования дорог во время проведения массовых акций и т.д. Ряд моделей оград из пластика рассчитаны для использования в роли тормозящего барьера. Они устанавливаются вдоль дорог на сложных участках. При проблемах с тормозами или управлением, машина «притирается» к барьеру боком кузова и гасит скорость.
По способу установки барьеры и ограждения подразделятся на односторонние и двухсторонние. Первые устанавливают вдоль края дороги, они рассчитаны на принятие нагрузки со стороны проезжей части. Двухсторонние разграничивают разнонаправленные, а иногда, и однонаправленные полосы движения, способны гасить нагрузку с любой стороны.
По внешнему виду барьеры подразделяют на:
Современные дороги проектируют вместе с барьерными ограждениями разных типов. На старых шоссе, рассчитанных для не слишком интенсивного движения, характерного для первой половины ХХ столетия, ограждения устанавливают во время ремонта дороги, или по мере необходимости. Большинство стальных конструкций не затрагивают дорожного покрытия, монтировать их можно в любое время.