Водопропускные трубы под насыпями – это искусственные сооружения, которые прокладываются в теле железнодорожной или автомобильной насыпи. Они формируют переход, через который без всяких препятствий могут следовать водные потоки и даже некоторые инженерные коммуникации.
Ранее водопропускные тоннели изготавливались преимущественно из железобетона. Материал не ставит под сомнение прочность, но создает серьезные неудобства при транспортировке и монтаже из-за большого веса. Установка сооружений из железобетона требовала привлечения серьезной и дорогой специальной техники. Несмотря на высокую прочность, бетон подвержен коррозии из-за движения воды, вследствие чего срок службы бетонных водопропускных труб не такой уж большой.
Другое дело – сооружения из металлических гофрированных труб. Они резко выделяются на фоне железобетонных конкурентов за счет преимуществ, обусловленных свойствами материала:
Нельзя не отметить относительно низкую цену водопропускных сооружений под дорогой в случае изготовления из металлических гофрированных труб. Дешевизна при сохранении качества легко объясняется отточенным процессом производства и налаженными поставками металла.
Водопропускная конструкция, как правило, собирается из нескольких отдельных участков, которые производятся на заводе и доставляются на место сборки транспортом
За счет сборки из нескольких отдельных звеньев достигается устойчивость сооружения к излому, вызванному движениями грунта или чрезмерной нагрузкой от почвы сверху. Цельная труба в таком случае подвержена повреждению и даже разрушению, и здесь плюс тоже за гофрой.
С целью увеличить пропускную способность сооружения под насыпью используют двухочковые и многоочковые трубы из гофрированного металла. Оголовки и звенья, соединенные воедино, часто устанавливаются на предварительно подготовленный фундамент для куда большей устойчивости.
У водопропускных сооружений, которые располагаются под насыпями железных или автомобильных дорог есть ряд параметров. В первую очередь это диаметр, который определяет максимальную пропускную способность такой конструкции. Предельное количество воды, которое может пропустить труба, также определяется формой поперечного сечения и степенью шероховатости внутренней поверхности тоннеля из труб.
В зависимости от того, как именно вода движется по водопропускному сооружению, их делят на:
Независимо от того, насколько сложная водопропускная труба под насыпью нужна, ее проектирование, доставку и установку следует доверить профессионалам. Только в этом случае можно не сомневаться в том, что сооружение прослужит десятки лет, исправно выполняя задачи.