Водопропускная труба под автодорогой — один из вариантов решения проблемы. Такая конструкция намного дешевле моста, а прослужит не меньше. Современные гофрированные стальные трубы выдерживают значительные нагрузки, устойчивы к коррозии и технологичны в монтаже.
Кроме обеспечения протока существующих малых рек и ручьев, водопропускная труба под дорогой нужна для:
Установка труб не нарушает прочности основания дорожного полотна — они монтируются на бетонные фундаменты, амортизируются насыпными подушками из песчано-гравийных смесей, закрепляются специальными связками. По механической прочности и долговечности водопропускные гофрированные трубы не уступают бетонным. Также их можно сравнить с каменными, железобетонными и металлическими мостами, хотя по стоимости материалов и монтажа трубы намного дешевле.
Гофрированные стальные и полимерные трубы выпускаются в широком диапазоне диаметров. Для дорог используются изделия радиусом от 0,5 до 1 м. Конструкции большего размера, преимущественно, представляют собой арки и используются как тоннели. Трубы также очень удобны для монтажа ливневой канализации, различного рода стоков, каналов для кабельных линий и других конструкций, где требуется надежная защита от сдвигов грунта и других внешних воздействий.
Механическая прочность и антикоррозионная стойкость гофрированных труб позволяет использовать их и в качестве временных и постоянных наружных конструкций. Трубы очень технологичны в монтаже и не требуют применения сложной техники. При своей прочности, они относительно легкие и монтируются при помощи обычных автокранов. Для перевозки по дорогам общего назначения специальных разрешений не требуется.
Водопропускные гофрированные трубы СГМТ изготовляются по технологии непрерывной навивки и формовки стального листа. В процессе работы по всей поверхности трубы образуется своеобразное ребро жесткости — фальц. Такие трубы изготавливаются в диаметрах до 3,5 м, что позволяет использовать их даже в качестве оболочки свода подземных переходов, ангаров и других строений и конструкций. Материалом для изготовления труб с гофрированной поверхностью служит сталь S275 или аналогичные по свойствам марки металла. Лист заготовки оцинковывается и обладает очень высокими антикоррозионными свойствами. Часть продукции дополнительно покрывается полимерной защитой, что продлевает рекомендованный срок эксплуатации на несколько десятков лет.
На строительные площадки труба гофрированная поступает мерными отрезками длиной до 13,5 м. Во многих случаях дорожных работ соединения отрезков даже не требуется. Для достижения максимального срока эксплуатации конструкций с применением гофрированных труб, необходимо соблюдение правил монтажа и правильный выбор диаметра трубы. Если прочность свода превышает минимально возможную в данной ситуации и труба выдерживает массу находящегося над ней грунта, дорожного полотна и проезжающих автомобилей, то срок службы таких сооружений достигает 50 лет.
Гофрированные водопропускные трубы — конструкции сравнительно новые. Но опыт эксплуатации позволяет считать их самыми перспективными в дорожном и гидротехническом строительстве. По своим техническим и экономическим характеристикам они способны заменить бетонные трубы и другие аналогичные сооружения.